Занятие пятое по ПДД для начальной школы
Тема. Сигналы, регулирующие дорожное движение.
Цель. Создать условия для развития у обучающихся умения различать сигналы регулировщика и светофоров.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с сигналами регулировщика, расширить знание детей о сигналах светофора.
2. Создать условия для развития монологической и диалогической речи учащихся; умений анализировать, сравнивать и обобщать; творческого воображения и мелкой моторики руки; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
3. Создать условия для воспитания дисциплинированности и внимательности при переходе улицы.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама»; мультимедийный электронный справочник «Сигналы регулировщика и светофоров» (или таблицы сигналов регулирования дорожным движением светофорами и регулировщиком); детские словарики; толковый словарь.
Ход проведения
1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
– Какие правила перехода дороги вы знаете?
– Что такое светофор? /Техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов./
– Какие виды светофора вы знаете? /Транспортные, пешеходные и для велосипедистов./
– Что у них общего и чем они отличаются?
– Для чего на пешеходных переходах устанавливают светофоры с кнопкой?
– Как расположены сигналы светофора? /Вертикально, т.е. сверху вниз./
– Какой сигнал светофора расположен вверху? Что он обозначает?
– Какой сигнал светофора расположен в середине? Что он обозначает?
– Какой сигнал светофора расположен внизу? Что он обозначает?
– Почему нужна такая строгая последовательность?
– Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место.
– Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением из сборника сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем о регулировщике и видах светофоров.
2. Стадия вызова.
– Прочитайте название. /«Приключения в старинном городе»/
– О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения.
3. Стадия осмысления. Прослушивание сказки «Приключения в старинном городе» с последующим обсуждением.
I часть.
Проводится поэтапное прослушивание текста «Приключения в старинном городе». После каждого отрывка учитель задает вопросы.
Прослушивание текста до предложения «Дорога была довольно долгая, целых три часа, и Бом не заметил, как заснул»
– Почему этот день был необычным для учащихся 1 «А» класса?
– Что может произойти дальше? Почему вы так думаете?
Прослушивание текста до предложения «Они испуганно смотрели по сторонам».
– Что произошло с Бомом во сне?
– О чем размышлял Бом?
– А что бы вы смогли сделать, если стали большими?
– Как вы думаете, что может произойти дальше?
Прослушивание текста до предложения «Так большой Бом как и собирался в начале своей прогулки помог маленьким».
– Почему девочка с мальчиком робко разговаривали с Бомом?
– Как вы думаете, почему нельзя на улице разговаривать с незнакомыми людьми?
– Почему дети оказались в незнакомом месте без взрослых?
– Как вы думаете, почему дети не решались переходить улицу?
– Как Бом помог девочке с мальчиком?
– Как вы думаете, что может произойти дальше?
Прослушивание текста до предложения «Бом заметил его маневр и последовал за ним».
– Что больше всего понравилось ребятам на экскурсии?
– Для чего раньше строили пожарную каланчу?
– Почему ее сейчас не строят?
– Что означает слово «каланча»?
Работа с толковым словарем.
– Почему детей заинтересовал человек на макете с поднятой палкой в руке?
– Для чего на дорогах стоят регулировщики?
– По какому сигналу регулировщика можно переходить улицу?
– В каком случае нельзя переходить дорогу?
– До каких годов в России на дорогах стояли регулировщики?
– Когда люди придумали автоматический регулировщик – светофор?
– Для чего люди придумали светофор?
– Можем ли мы сейчас видеть на дорогах регулировщиков?
– Почему и сейчас регулировщики регулируют движением транспортных средств и пешеходов?
– Как вы думаете, почему пешеходам нужно знать сигналы регулировщика?
– Что может произойти дальше?
Прослушивание текста до предложения «Бом уже собрался окончательно разозлиться на Бама, но вспомнил свой сон, в котором он был большой».
– Почему дверь оказалась не волшебной?
– Можно ли детям посещать бар? Почему?
– Почему Бом и Бам потерялись?
– Как бы вы поступили на месте Бома и Бама? Почему?
– Чем может закончиться этот рассказ?
После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа.
Дети записывают концовку (или устно обсуждают в парах, в четверках «концовку»).
Прослушивание рассказа до конца.
– Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
– Почему Бом и Бам не смогли перейти улицу около светофора?
– Как ребята смогли найти свою группу?
– Почему их поругали учительница, родители и Бима?
– Что бы вы посоветовали Бому и Баму?
Правила поведения в незнакомом городе.
– Чему может научить эта история?
– Смешная она или грустная?
– Попробуйте, сочинить свою историю, нарисуйте рисунок на тему «Если я был большим».
Физкультминутка.
II часть.
Демонстрация мультимедийного электронного справочника «Сигналы регулировщика и светофоров» (знакомство с понятиями и ответы на вопросы).
– Сколько сигналов подает регулировщик?
– Какие это сигналы?
– Что обозначают эти сигналы?
– Каким сигналам светофора соответствуют жесты и положения корпуса регулировщика?
– В каком случае можно переходить дорогу?
Заучивание стихотворения наизусть.
Если регулировщик боком стоит,
Для вас, ребята, путь открыт.
А если грудью или спиной –
Путь закрыт! Опасно! Стой!
Работа со словариками: запись новых понятий.
Инсценировка жестов регулировщика.
4. Стадия рефлексии.
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Для чего важно знать сигналы регулировщика и светофоров?
|