XIII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Актуальные проблемы формирования культуры
безопасности жизнедеятельности населения.
ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ
Проводимая работа по обучению детей в системе образовательных учреждений (ОУ) ведомств, входящих в РСЧС, детский травматизм на улицах и дорогах в стране заметно не снижает.
Отметим, что около половины всех происшествий на транспорте в России составляют наезды на пешеходов. Меньше всего наездов на пешеходов в Швеции (7,3% всех ДТП), Бельгии (7,6%), Нидерландах и Норвегии (по 8,7%). Максимальное число наездов на пешеходов зафиксировано в Румынии (55,8%), Болгарии (39,9%) и Польше (36,5%). Примерно четвертая часть всех ДТП – столкновения транспортных средств. Абсолютное большинство всех происшествий происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств.
Данные по Москве показывают, что за 2005 и 2006 годы в 2650 ДТП с участием детей с примерно равным распределением по годам число раненых и погибших оказалось больше, чем количество ДТП (всего около 2770, погибших – 42). В 2006 году 440 детей пострадало, являясь пассажирами, более 290 – из-за несоблюдения ПДД водителями. Причиной более половины из общего числа пострадавших детей-пешеходов являлась их собственная неосторожность. Около 650 (46%) детей (пешеходы, пассажиры, велосипедисты, роллеры, дети в колясках) пострадали, находясь в сопровождении родителей.
Изменения основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма по месяцам с начала 2007 года в сравнении с аналогичным периодом 2006 года по Москве приведены в табл.
По усредненным данным за 5 лет на рис. 1 приведена диаграмма по детям-пешеходам – не активным участникам дорожного движения.
Следует иметь в виду, что значительная часть пострадавших в ДТП, и особенно детей, погибает от несвоевременности оказания им первой медицинской помощи, неадекватного извлечения пострадавших, зажатых в деформированных транспортных средствах.
Месяц
|
Кол-во ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
2007
|
2006
|
2007
|
2006
|
2007
|
2006
|
Январь
|
86
|
67
|
5
|
1
|
84
|
67
|
Февраль
|
66
|
64
|
0
|
0
|
68
|
66
|
Март
|
117
|
89
|
5
|
1
|
114
|
93
|
Всего
|
269
|
220
|
10
|
2
|
266
|
226
|
Сравнение
|
+49
|
+8
|
+40
|
Практические рекомендации по обеспечению детской безопасности на улицах и дорогах приведены в работах [3, 4].
Большая работа в этой области проводится в Магнитогорске [5], Санкт-Петербурге [6] и других городах.
Создание любой теории основывается на следующих правилах:
- Формулировка и задание аксиомы (принципа, закона, не требующего доказательств заключения или законодательно-правового акта и т.п.).
- Наличие достаточного числа первичных данных, независимых друг от друга.
- Обеспечение получения количественных характеристик исследуемого явления – выделение некоторого минимального значения (константы) как единицы измерения, нормировка и ранжирование и т.п.
- Выработка целевой функции, ожидаемого результата, гипотезы.
- Задание или выбор метода (аппарата, технологии) анализа преобразованных данных.
- Непосредственное исследование (численный анализ, моделирование и т.д.) по проверке гипотезы, достижению результата и пр.
- Итерационный процесс достижения заданной сходимости (точности, надежности) с ожидаемым результатом, гипотезой.
- Разработка рекомендаций по практическому внедрению.
- В работе [1] этот алгоритм выражен триадой «Диагностика-Исследование-Прогноз».
Кроме табельной отчетности соответствующих служб ГИБДД, отдельные разделы, статистика и анализ по этой проблеме с дифференциацией по мегаполисам и остальным поселениям, особенностями спасания детей в ДТП и пр. отсутствует или не выделены в Госдокладах о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера, в официальных отчетных документах ОУ. То же самое можно сказать и по поводу СМИ, новых разворачивающихся систем информационного характера типа ЕДДС, ОКСИОН, не загораются мигающим зловещим красным цветом на оперативных картах ГИС точки и случаи, в которых в число пострадавших в ДТП попали дети. Не выделены и даже не упомянуты никакие особенности обеспечения детской безопасности детей при их участии в дорожном движении и в ФЗ от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г.) за исключением п.6.1.23, в котором предписано «Оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог».
Период
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
2007 год
|
1181
|
25
|
1236
|
2006 год
|
1348
|
17
|
1377
|
+ -
|
-167
|
8
|
-141
|
%
|
-12%
|
47%
|
-10%
|
Одной из основных проблем при разработке основ теории детской безопасности на улицах и дорогах является использование статистики на основе ничем необоснованных методов и критериев расчета параметров риска [2]. Это касается как временных параметров, так и отсутствия дифференциации по характеристикам населенных пунктов и дорог, выбора в качестве нормировки всего населения, а не детей, реально или потенциально участвующих в дорожно-транспортном процессе.
В целях совершенствования оказания своевременной помощи пострадавшим в ДТП людям, снижения уровня дорожно-транспортного травматизма необходимо:
Одной из основных проблем при разработке основ теории детской безопасности на улицах и дорогах является использование статистики на основе ничем необоснованных методов и критериев расчета параметров риска [2]. Это касается как временных параметров, так и отсутствия дифференциации по характеристикам населенных пунктов и дорог, выбора в качестве нормировки всего населения, а не детей, реально или потенциально участвующих в дорожно-транспортном процессе.
В целях совершенствования оказания своевременной помощи пострадавшим в ДТП людям, снижения уровня дорожно-транспортного травматизма необходимо:
1.МВД России, Минтрансу России, МЧС России и Минздраву России в действующей системе оказания помощи пострадавшим в ДТП людям, обеспечивающую сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, особую быстроту и слаженность действий при проведении спасательных работ по ДТП, в которых попали дети.
2.Работу в области развития системы обнаружения ДТП организовать на основе современных технологий, зарубежного опыта в этой области, путем установки и отладки систем оперативной регистрации радиосигналов о ДТП в городах, населенных пунктах и на дорогах с включением наличия детей в этих ДТП, в т.ч. и через развивающуюся систему ЕДДС областей, городов, районов и образовательных учреждений.
3.Организовать на базе учреждений Минздрава России курсы обязательного обучения со-трудников ДПС по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП вообще и детям в частности, разработать программу обучения населения приемам оказания первой медицинской помощи взрослым и детям при ДТП.
Основные рекомендации в воспитании культуры дорожно-транспортной безопасности с детского возраста можно сформулировать следующим образом:
1. Повысить роль семьи и системы образования.
2. С дошкольного возраста научить детей восприятию безусловных запретов (строгого «нет», табу), касающихся взаимодействия с транспортом и дорогой.
3. В старшем детском возрасте воспитывать толерантность ко всем участникам дорожно-го движения, внушая им, что из не уважающих других людей любого возраста, из амбициозных, грубых подростков вырастают водители – потенциальные источники опасности на дорогах.
Кроме того, в связи с резким и значительным «омоложением» водительского контингента в стране необходимо рекомендовать разработку мер по качественному улучшению выработки практических навыков вождения в нормальных и нарушенных условиях на улицах и дорогах.
Исходя из последних расчетов специалистов, “Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий” дает оценку стоимости человеческой жизни в России равную 32-34 млн.руб. (или 110-117 тыс. долларов). Это по сути цена жизни человека в нашей стране. Стоит ли и с каким коэффициентом вводить этот параметр в теорию рисков детской летальности при ДТП?
В любом случае, следуя тезису лауреата Нобелевской премии Р.Фейнмана «Ничего нет практичней и лучше хорошей теории», все эти выводы и рекомендации должны следовать из междисциплинарной теории детской безопасности на улицах и дорогах, которой пока не существует.
Литература
- 1. Мирмович Э.Г. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и рисков как научно-практическая задача // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 1. М.: ВИНИИ-ТИ. 2003. – с.142-146.
- Мирмович Э.Г. О методических аспектах идентификации, оценки и прогноза парамет-ров опасностей и рисков / Актуальные проблемы гражданской защиты. Матер. Х1 Междуна-родной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 18-20 апреля 2006 г. МЧС России. – Н.Новгород: Вектор-ТиС. 2006. – с.107-112.
- Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ваш ребенок и дорога / Методическое пособие для роди-телей. М.:«Центр пропаганды». 2006.–32 с.
- Шмундяк В.Л. Оривенко Л.П. Тесты по Правилам дорожного движения / Практиче-ское пособие (для учащихся старших классов). М.:«Центр пропаганды». 2007.–51 с.
- Якупов А.М. Формирование у школьников специальных знаний, умений и навыков за-лог безопасного участия в дорожном движении // Жизнь и безопасность. СПб.: №1. 1999.– С.182-187.
- Форштат М. Опасная тенденция. Детский дорожно-транспортный травматизм: вчера и сегодня // ОБЖ. Основы безопасности жизни. М.: Изд-во «Русский журнал». №4. 2006. – с.40-47.
Мирмович Э.Г., к.ф.-м.н.,доцент, академик АБОП, ФГУ ВНИИ ГОЧС
Шмундяк В.Л., Департамент образования города Москвы |