Материалы Международной научно - практической конференциипосвящённой 100-летию ЯГПУ «Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского» и 5-летию кафедры безопасности жизнедеятельности
14-15-октября 2008 года
К ПРОБЛЕМЕ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ
В настоящее время в стране ведется большая работа по обучению детей в системе образовательных учреждений (ОУ). Проводятся специальные практикумы, конкурсы, соревнования типа «Колесо безопасности», внедряются имитационные компьютерные программы-тренажеры.
Практические рекомендации по обеспечению детской безопасности на улицах и дорогах приведены в работах [1, 2]. Большая работа в этой области проводится в Магнитогорске [3] и других городах.
Тем не менее, детский травматизм на улицах и дорогах мегаполисов заметно не снижается. Среди других аспектов этой проблемы есть и зависящие от нас: родителей, работников служб спасения, ученых и педагогов.
Так, несмотря на то, что Правила дорожного движения постоянно совершенствуются, в учебные программы ОУ своевременно не вносятся коррективы профессионально содержательного и дидактического характера. Кроме структур ГИБДД отсутствуют или не выделены в соответствующие разделы в Государственных докладах о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера, в официальных отчетных документах ОУ и органов управления образованием статистика и анализ по этой проблеме с дифференциацией по мегаполисам и остальным поселениям, с особенностями спасения детей в ДТП. То же самое можно сказать и по поводу СМИ, новых разворачивающихся систем информационного характера типа ОКСИОН или ЕДДС, не загораются мигающим зловещим красным цветом на оперативных картах ГИС структур МЧС России точки и случаи, в которых в число пострадавших в ДТП попали дети.
В настоящей работе представлены теоретические основы по проблеме.
Как известно, основа любой теории зиждется на ряде исходных положений:
1. Формулировка и задание аксиомы (принципа, закона, не требующего доказательств заключения, директивы или законодательно-правового акта и т.п.).
2. Наличие большого числа данных, независимых друг от друга.
3. Обеспечение получения количественных характеристик исследуемого явления – выделение некоторого минимального значения (константы) как единицы измерения, нормировка и ранжирование и т.п.
4. Выработка целевой функции, ожидаемого результата, гипотезы и пр.
5. Задание или выбор метода (аппарата, технологии) анализа преобразованных данных.
6. Непосредственное исследование (численный анализ, моделирование и т.д.) по проверке гипотезы, достижению результата и пр.
7. Итерационный процесс достижения заданной сходимости (точности, надежности) с ожидаемым результатом, гипотезой на основе обратной связи.
8. Разработка рекомендаций по практическому внедрению.
В работе [4] этот алгоритм выражен триадой «Диагностика-Исследование-Прогноз».
Одной из основных проблем при разработке основ теории детской безопасности на улицах и дорогах является использование ничем необоснованных методов и критериев расчета параметров риска [5]. Это касается временного параметра (например, месяц, год вместо сезонного фактора), отсутствия дифференциации по характеристикам населенных пунктов и дорог, выбора в качестве нормировки всего населения, а не детей, реально или потенциально участвующих в дорожно-транспортном процессе и т.д.
В связи с резким и значительным «омоложением» водительского контингента в стране необходимо рекомендовать разработку мер по учету и воспитанию психологической устойчивости, качественному улучшению выработки практических навыков вождения в нормальных и нарушенных условиях на улицах и дорогах.
Основные рекомендации в воспитании культуры дорожно-транспортной безопасности с детского возраста можно сформулировать следующим образом:
1. Повысить роль семьи и системы образования.
2. С дошкольного возраста научить детей восприятию безусловных запретов (строгого «нет», табу), касающихся взаимодействия с транспортом и дорогой.
3. В старшем детском возрасте воспитывать толерантность ко всем участникам дорожного движения, внушая им, что из не уважающих других людей любого возраста, из грубых подростков вырастают водители – потенциальные источники опасности на дорогах.
Литература
1. Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ва? ребенок и дорога / Методическое пособие для родителей. М.: «Центр пропаганды», 2006. – 32 с.
2. Шмундяк В.Л. Оривенко Л.П. Тесты по Правилам дорожного движения / Практическое пособие (для учащихся старших классов). М.:«Центр пропаганды». 2007.–51 с.
3. Якупов А.М. Формирование у школьников специальных знаний, умений и навыков залог безопасного участия в дорожном движении // Жизнь и безопасность. СПб.: №1. 1999.– С.182-187.
4. Мирмович Э.Г. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и рисков как научно-практическая задача // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 1. М.: В?Н?Т?. 2003. с.142-146.
5. Мирмович Э.Г. О методических аспектах идентификации, оценки и прогноза параметров опасностей и рисков / Актуальные проблемы гражданской защиты. Матер. Х1 Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 18-20 апреля 2006 г. МЧС России. – Н.Новгород: Вектор-ТиС. 2006. с. 107-112.
Мирмович Э.Г., к.ф.-м.н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Шмундяк В.Л., Департамент образования города Москвы |