Из доклада к городским педагогическим чтениям педагога-психолога Альтергот О.П. «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма через развитие у ребенка старшего дошкольного возраста психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки».
Жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все Правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.
В своей работе с детьми я ставлю задачу совместно с коллегами и родителями доступно разъяснять сложные Правила дорожного движения, доносить до детей их смысл, опасность несоблюдения правил, выбирать такие формы и методы работы, чтобы дети положительно относились к правилам дорожного движения.
У каждого города есть свои отличительные особенности в строении микрорайонов, улиц, хотя имеется и много общего. Мы должны научить малышей ориентироваться в любой дорожной ситуации. Выработанные навыки безопасности у детей должны быть устойчивыми.
Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
При обучении детей в детском саду безопасному участию в дорожном движении важно учитывать психофизиологические особенности дошкольников:
- непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность правильно оценить обстановку;
- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
- потребность в движении преобладает над осторожностью;
-специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;
- отсутствие способности отделить важные факторы от менее важных.
Значимыми являются и такие факторы, как:
-недостаток знаний об источниках опасности;
-переоценка своих возможностей;
-стремление подражать взрослым;
-влияние окружающей среды на состояние ребёнка (самочувствие, настроение).
Дети дошкольного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние.
Дети дошкольного возраста невысокого роста, они не видны из-за стоящего транспорта, взрослых людей – это является серьёзным препятствием для своевременного обнаружения ребенка водителем на дороге. Малыши иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность дошкольников в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств.
При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребёнок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде.
Основной идеей исследования является развитие у детей старшего дошкольного возраста способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Основными принципами, которые легли в основу исследования, стали:
1. Принцип личностно - ориентированного подхода.
В процессе обучения и воспитания старших дошкольников учитываются индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка.
2. Принцип систематичности и последовательности.
Систематически формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, последовательно обогащать знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и сознательного выбора.
3. Принцип доступности.
Опираясь на него учитывать возрастные психофизиологические особенности и индивидуальные различия детей, их интересы, уровень воспитанности, а также небольшой жизненный опыт, тщательно продумывать задачи, содержание, формы и методы работы с дошкольниками.
4. Принцип целостности.
В полной мере реализовывать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно повторять и закреплять полученные знания. Процесс обучения согласовывать с педагогами детского сада: воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, педагогами дополнительного образования. Обучение Правилам дорожного движения и осознанному поведению на дорогах охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал их в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.
5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.
Данный принцип является важней?им социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями.
Все данные положения принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.
Главная цель данной работы – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у старших дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.
Она реализуется путём решения нескольких задач:
-развитие психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, наблюдательности) у детей;
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- повышение ответственности родителей за обучение ребенка безопасному поведению на дороге.
Наблюдения показывают, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путём обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями Правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребёнок до 7 лет сам сознательно выполнять все правила и требования для пешеходов (перейти правильно и безопасно проезжую часть) не может.
Правила дорожного движения мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей. Ребёнку дошкольного возраста требуется больше времени и энергии на решение любой дорожно-транспортной ситуации, даже чем школьнику младших классов.
Для того, чтобы действовать в соответствии с целью, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения необходимо планировать сообразно способностям ребёнка.
При обучении учитывать такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.
Участие ребенка в дорожно-транспортных происшествиях может быть обусловлено многими причинами, такими как, например, обозначил Клочанов Н.И.(«Дорога, ребенок, безопасность»):
-расстройства, вызывающие заторможенное или расторможенное состояние ребенка;
- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека (у шестилетнего ребёнка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 200-220 , а в вертикальной – 120-150; рост угла зрения продолжается до 20 лет);
- время реакции ребёнка (время от начала обнаружения опасности до начала действия значительно медленнее, чем у взрослого человека, у которого оно составляет 0,6 – 0,8 с., а у дошкольника -1,3- 1,5 с.);
- чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильно принимает ребёнок решение, он теряется;
- клетки коры головного мозга легко истощаются, быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
- отсутствие контроля взрослых (появление малыша одного на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
А также рядом факторов:
-рассеянное внимание водителей и пешеходов;
-забывание правил поведения на улице;
-снижение обзора во время непогоды.
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
переход проезжей части дороги;
посещение магазинов и образовательных учреждений;
подвижные игры около дорог;
езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах, санках в опасных местах;
игры с наступлением темноты;
ослепление фарами;
зимнее состояние дорожного покрытия;
яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
буксующее рядом транспортное средство, движение его юзом или занос;
несвоевременный выход в образовательное учреждение.
Чтобы не случилось беды, необходимо сформировать у дошкольников:
- Навык переключения на улицу (умение различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в детском саду и быту, и начинается транспортная среда).
- Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице.
- Навык предвидения опасности (умение видеть все предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья, а также предполагать скрытые опасности и умение их вычислять).
- Навык наблюдения (умение смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление их движения).
- Навык переключения на самоконтроль (умение следить за своим поведением).
Считается возможным предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.
Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде, чем решать проблемы предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, педагогам и родителям необходимо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.
До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, можно предложить набор психологических тестов, с помощью которых оценить уровень развития навыков пешехода у ребенка.
В данном диагностическом материале используется методику Семаго Н. и Семаго М. «Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения», а также тесты, разработанные отечественными и зарубежными авторами, опубликованные в книге А.А.Пинта «Психология водителя. Искусство выжить на дороге».
Цель данной диагностики – определить индивидуальные уровни развития у ребенка психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (сюда входят такие качества, как острота зрения, внимание, память, чувство времени и скорости, наблюдательность).
Анализируя данные диагностического обследования детей шестилетнего возраста в течение трех лет, мной установлено, что в среднем уровень развития внимания, памяти, пространственного восприятия у 56% детей - средний, у 29% - низкий и только у 15 % детей – высокий.
Следовательно, 85% детей теоретически могут стать участниками ДТП по причине недостаточного развития психофизиологических процессов.
Поэтому я разработала программу «Через игру - к познанию».
Она состоит из 12 занятий, включающих игры, задания, упражнения /из рекомендаций Тихомировой Л.Ф. «Познавательные способности. Дети 5 - 6 лет», Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет», Ануфриева А.Ф., КостроминойС.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей»/. /Приложение 3/
Дошкольники достаточно импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях.
Для того, чтобы обучение проходило более эффективно, необходимо объединить детей в небольшие подгруппы по 6 - 8 человек, учитывая их уровень развития, индивидуальные особенности. Продолжительность каждого занятия не более 20 мин. Они включают в себя задания не только на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, развития мелкой моторики рук, элементы дыхательной и координационной гимнастики.
С каждым занятием задания постепенно усложняются, увеличивается объем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Основная тематика занятий программы «Через игру к познанию» направлена на подготовку детей к школьному обучению, на развитие психофизиологических
способностей старших дошкольников: восприятие, памяти, внимания, мышления, речи, воображения и наблюдательности, социальной адаптации будущих первоклассников; на формирование у детей адекватного восприятия окружающей
среды (в том числе и дорожно-транспортной). Для достижения данной цели и закрепления знаний детей о Правилах дорожного движения, в каждом занятии я
использую игровые задания и упражнения, такие как: «Светофор», «Дорисуй дорожный знак », «Скажи, чего здесь не хватает?», «Что здесь лишнее?» и др.
Структура занятий:
1.Ритуал приветствия
2.Разминка (упражнение или игра для включения детей в работу).
3. Основная часть занятия (упражнения, игры, направленные на решение основной задачи занятия).
4.Рефлексия занятия.
5.Ритуал прощания.
Условия проведения занятий:
- Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка.
- Возрастное соответствие.
Предлагаемые игры, упражнения и задания учитывают возможности детей данного возраста.
- Преемственность
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
- Использование различных видов деятельности.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная, начальные формы учебной деятельности, общение.
- Сочетание статичного и динамического положения детей.
Упражнения и игры статичного характера перемежаются с подвижными играми.
- Наглядность.
Активное использование предметной среды.
- Конфиденциальность.
Адресность информации о ребёнке родителям, воспитателям; недопустимость медицинского диагноза; акцент на рекомендациях.
Работая с детьми, необходимо учитывать то содержание материала, которое изучалось дошкольниками на занятиях с воспитателями, другими педагогами.
Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребёнка к безопасному поведению на дороге растёт.
Необходимо уделять большое внимание работе с семьей воспитанников.
Роль мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании трудно переоценить. С точки зрения ребёнка все, что делают мама и папа, правильно и лучше не бывает. Родители для ребёнка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения. Именно в этом возрасте, когда взрослые водят малыша по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи могут создавать положительные или отрицательные привычки в модели поведения на дороге.
Родители могут дать не только навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Научить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, где ситуации быстро меняются.
В совместной работе по данной теме необходимо использовать различные формы взаимодействия с семьёй:
-индивидуальный диалог с отдельными родителями;
-приобщение к чтению популярной литературы о воспитании и развитии дошкольников;
-знакомство с публикациями из центральной или местной прессы;
-приглашение родителей на дискуссионные встречи;
- занятия в клубе «Мамина школа».
-разработка памяток для родителей и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;
-участие в родительских собраниях;
-подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.
В индивидуальных беседах с членами семьи объяснять особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста, давать рекомендации по совершенствованию психических процессов детей.
Анализируя анкеты родителей, я сделала вывод, что многие родители недостаточно внимания уделяют обучению детей, находясь в стенах дома. Наиболее свободным временем для личностного общения родители считают время дороги в детский сад и обратно. Учитывая это, можно предложить взрослым ряд заданий и игр на развитие памяти, восприятия, внимания, которые будут уместны на улице.
Можно сделать вывод, что через развитие у ребёнка старшего дошкольного возраста психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки, мы можем оказывать влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
|