Занятие восьмое по ПДД для начальной школы
Тема. Виды транспорта.
Цель. Создать условия для ознакомления учащихся с видами транспорта.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с различными видами транспорта: воздушным, наземным, водным, космическим; грузовым и легковым; пассажирским.
2. Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
3. Довести до сознания детей важность соблюдения правил поведения в пассажирском транспорте.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишана Р.А., Предит А.В., Шмундяка В.Л.; видеоролик «Виды транспорта»; детские словарики.
Новые слова: вид транспорта; воздушный, наземный, водный, космический; грузовой и легковой; пассажирский.
Ход проведения
1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
– Вспомните, что относится к общественному транспорту?
– Расскажите, какие еще виды транспорта вы знаете.
– Сегодня мы с вами продолжим знакомство со сборником сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем о видах транспорта.
2. Прослушивание сказки «Транспортинария» с остановками.
– Послушайте название сказки. Как вы думаете, что такое «транспортинария»?
– О чем может быть это произведение?
Учитель на доске записывает детские предположения.
Прослушивание сказки до предложения «Когда они разговаривали на кухне, Бам уже стоял на крыше в очереди на посадку».
– Оправдались ли ваши предположения?
– Как вы думаете, правильно ли поступал Бам, что в отсутствии родителей позволял себе капризничать, когда его укладывала спать бабушка? Почему?
– Во сколько часов дети должны ложиться вечером спасть? Почему?
– Что посоветовал папа сделать Баму перед сном? Прав ли папа?
– Как вы думаете, что может произойти дальше?
Прослушивание сказки до предложения «Бам снова стал смотреть в окно, он очень многое хотел спросить, но не стал».
– Для чего будущие пассажиры доставали из нагрудного кармана серебряной курточки какую-то карточку и прикладывали ее к небольшому экрану?
– Кого встретил Бам на корабле?
– Почему Бима и Бом не пропустили свой первый корабль?
– Почему человечки на крышах были одеты в курточки разного цвета?
– Как вы думаете, что будет дальше?
Прослушивание сказки до предложения «Группа вышла на улицу из министерства, и Бам увидел дороги Транспортинарии, он немного напоминали земные дороги, по которым он привык ходить в школу или магазин, но много было отличного».
– Что такое «Транспортинария»?
– Кто является жителем этой страны?
– Как называется столица этой страны?
– Из каких министерств состоит этот город?
– Что такое министерство?
– Почему воздушный транспорт является самым распространенным?
– Что стало прообразом первых летательных аппаратов?
– Что относится к воздушному транспорту?
– Кто были первыми учеными в министерстве воздушного транспорта?
– Какой вид транспорта используется в развлекательных целях?
– Как вы понимаете, что такое министерство живого транспорта»?
– Почему министерство живого транспорта самое древнее?
– Почему многие возмущены этим министерством? Правы ли они?
– Какое министерство является важным, но еще не таким большим как воздушное? Почему это министерство важное?
– Для чего в Транспортинарии проложили кольцевую дорогу вокруг города?
– Какие правила поведения в общественном транспорте выполнил Бам?
– Как нужно вести себя на аттракционах? Почему?
– Как вы думаете, с каким новым министерством познакомятся ребята?
Прослушивание сказки до предложения «На выходе из министерства ребят ждали экипажи запряженные серыми и черными лошадками».
– С чем познакомились Бам, Бом и Бима в этой части?
– Чему удивились ребята?
– Что относится к наземному транспорту?
– Что относится министерству легкого транспорта? Грузового транспорта?
– С чего начал развиваться наземный транспорт?
– Расскажите об истории автомобиля.
– Почему в Транспортинарии автомобиль стал не популярным?
– Что относится к железнодорожному транспорту?
– С каким еще видами наземного транспорта познакомились дети?
– Что к нему относится?
– Почему в одном из залов стоял манекен, тепло одетый в белые одежды, с мешком за спиной, автоматом в руке и на лыжах?
– Куда отправились ребята после обеда?
– Какое животное самое почитаемое в министерстве живого транспорта? Почему?
– Кого называют «кораблями пустыни»? Как вы думаете, почему?
– Почему слон относится к живому транспорту?
– Кого бы вы еще отнесли к живому транспорту? Почему?
Прослушивание сказки до предложения «Мы почти приплыли к подводному причалу последнего министерства, с которым вы сегодня познакомитесь».
– Почему ребятам не хотелось уезжать из министерства живого транспорта?
– С каким новым министерством познакомились Бам, Бом и Бима?
– Почему это министерство показалось ребятам необычным?
– Что относится к водному транспорту?
– С каким первым плавательным средством познакомились Бима, Бом и Бам?
– Почему люди стали строить корабли?
– Какие корабли строились раньше? А теперь? Почему?
– О каких правилах на яхте узнали ребята?
– Почему до появления самолетов водный вид транспорта был самым распространенным?
– Что удивило ребят на подводной лодке?
– Почему капитан подводной лодки отказался спуститься на самое дно?
– Как вы думаете, куда приплыли Бима, Бом и Бам?
Прослушивание сказки до предложения «Проснулся он утром у себя в кровати».
– С каким новым министерством познакомились Бам, Бом и Бима?
– Почему ребята попадают в министерство таким странным способом?
– С чего начинался музей министерства космического транспорта?
– Почему следующий зал музея показался не интересным для детей?
– С чем познакомились ребята в следующем зале?
– Какое развлечение ждало детей в парке аттракционов?
– Из-за чего происходит невесомость?
– Чем космическая еда отличается от земной?
– Что самое главное должны были понять ребята в этом путешествии?
– Чем может закончиться эта сказка?
Прослушивание сказки до конца.
– Что произошло после того, как Бам проснулся?
– Существуют ли такие министерства, с которыми Бам и его друзья познакомились в Транспортинарии?
– Каким словом можно заменить слово «категория»?
– На какие категории можно разделить транспорт?
– Что относится к пассажирскому транспорту?
– Для чего предназначен легковой транспорт? Грузовой?
– Посмотрите на наши предположения, которые мы записали до чтения сказки. Оправдались ли наши предположения?
3. Работа со словариком.
Запись терминов: вид транспорта; воздушный, наземный, водный, космический; грузовой и легковой; пассажирский
4. Составление кластера.
– Вспомните, что относится к специальным автомобилям?
– Для чего они предназначены?
– Почему специальным автомобилям разрешается нарушать некоторые правила дорожного движения?
Составление кластера.
5.Просмотр видеоролика «Виды транспорта».
6.Практическое задание.
Учитель просит учеников изобразить на бумаге какой-либо вид транспорта и рассказать, что он о нём знает.
Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.
Не летает, не жужжит – жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему: и огни – глядеть во тьму,
И колеса, и мотор, мчался, чтоб во весь опор.
(автомобиль)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками…
(троллейбус)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Мы стоим на остановке,
Мы поедем за обновкой.
Рельсы есть, ты не зевай,
К нам спешит большой…
(трамвай)
Сам не едет, не идет.
Не поддержишь – упадет.
А педали пустишь в ход-
Он помчит тебя вперед.
(велосипед)
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(мотоцикл)
Эй, не стойте на дороге!
Мчит машина по тревоге.
А зачем ей так спешить?
Как зачем? Пожар тушить!
(пожарная машина)
7. Творческое задание.
Учащиеся составляют рассказ «Куда бы я сходил в Транспортинарии».
8. Стадия рефлексии.
– Чему мы сегодня учились на уроке?
– О каких новых правилах поведения в транспорте вы узнали?
– Почему их нужно соблюдать?
– Для чего важно знать виды транспорта?
– Что вам понравилось на уроке?