Занятие по ПДД девятое для начальной школы
Тема. Знаки дорожного движения.
Цель. Создать условия для ознакомления учащихся с видами дорожных знаков.
Задачи:
1. Рассказать учащимся о группах дорожных знаков.
2. Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; воображения и мелкой моторики руки; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
3. Довести до сознания детей важность знаний дорожных знаков.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама»; мультимедийная презентация «Группы дорожных знаков»; компьютер, проектор и экран (либо интерактивная доска).
Ход проведения
1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
– Как вы думаете, что относится к источникам информации?
– Сегодня мы с вами продолжим знакомство со сборником сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем об основных носителях информации о дороге.
2. Прослушивание сказки «Знаконария» с последующим обсуждением.
– Послушайте название сказки. Как вы думаете, что такое «Знаконария»?
– О чем может быть это произведение?
Учитель на доске записывает детские предположения.
Прослушивание сказки «Знаконария».
– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему эту страну так назвали?
– Чем Знаконария отличалась от Транспортинарии?
– Почему жители Знаконарии в основном общались с помощью знаков?
– В каких случаях удобнее общаться с помощью знаков?
– О чем Бам, Бом и Бима узнали во всемирном музее знаков?
– Когда зародились первые знаки?
– О чем они могут нам рассказать?
– Расскажите о египетских знаках.
– Что является системой знаков?
– Как вы думаете, почему язык является системой знаков?
– Что еще относится к системе знаков?
– О чем нам могут рассказать цифры?
– Для чего люди сделали звезды знаками?
– Как мы можем ориентироваться по звездам?
– Назовите первые дорожные знаки.– О дорогах заботились наши предки еще с тех пор, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затесы на деревьях и вешки из сучьев. На перекрестках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни. Верстовые столбы стали полосатыми при Петре I, повелевшем окрашивать их в цвет русского национального флага, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрестках, стали делать надписи о том, куда ведет «путь-дорога». Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч, об особых дорожных знаках не помышляли.
– Почему со временем увеличивается количество дорожных знаков?
– Прототипы современных дорожных знаков стали появляться еще в конце XIX века, одновременно с появлением первых автомобилей.
В 1903 г. во Франции приняли Акт по моторным машинам об установке знаков перед перекрестками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись.
Почти за сто лет с того времени количество знаков увеличилось, они меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения. Поскольку опасность возрастает пропорционально скорости, внимание к дорожным знакам и к их установке возрастает.
В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по автомобильному движению. На этой конференции обсуждались и вопросы о дорожной сигнализации. Конференция утвердила четыре предупреждающих знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Пересечение с железной дорогой», «Пересечение дорог», которые должны были устанавливаться за 250 метров до опасного участка.
В 1926 году в Париже созывается Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожной сигнализации была дополнена еще двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна».
В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах», в соответствии с которой количество дорожных знаков было увеличено до 26 и они были разбиты на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные. Эта система знаков действовала в нашей стране до 1961 года.
В 1949 году в Женеве на очередной Международной конференции по дорожному движению был принят «Протокол о дорожных знаках и сигналах». В Протоколе были даны рекомендации о размещении знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков должен применяться светлый фон – белый или желтый, для предписывающих знаков – синий. Протоколом предусматривалось существование 51 дорожного знака: 22 – предупреждающих, 18 – запрещающих, 2 – предписывающих и 9 – указательных. В нашей стране система знаков, предусмотренная Протоколом 1949 года, была введена позже и просуществовала до 1973 года.
Действующая в нашей стране система дорожных знаков основана на международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года. В настоящее время на территории нашей страны действуют 172 дорожных знака, не считая их различных модификаций.
– Почему Знакарий похвалил ребят, несмотря на то, что они знали только половину знаков?
– Для чего нужно знать пешеходные знаки?
– Какие шесть знаков знали дети?
– Кто стал победителем в расстановке знаков? Почему?
– Какие ошибки допустили Бом и Бам?
– Что нужно было сделать, чтобы исправить ошибки?
– Как вы думаете, чему научились ребята в Знаконарии?
– А какие дорожные знаки знаете вы?
3. Просмотр мультимедийной презентации «Группы дорожных знаков».
Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу, предупреждают об опасностях. Поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.
В настоящее время все дорожные знаки разделены на восемь групп:
- предупреждающие знаки;
- знаки приоритета;
- запрещающие знаки;
- предписывающие знаки;
- знаки особых предписаний;
- информационные знаки;
- знаки сервиса;
- знаки дополнительной информации (таблички).
Знаки бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Они могут различаться по цвету. В зависимости от формы и цвета дорожного знака меняется и его назначение.
Назначение дорожных знаков легко запомнить. Если знак имеет треугольную форму с красной каймой – он относится к группе предупреждающих знаков. Эти знаки информируют водителей о том, что впереди опасный участок дороги, надо быть внимательным и снизить скорость.
Круглые знаки с красной каймой с белым, а некоторые - с голубым фоном относятся к группе запрещающих знаков. Запрещающие знаки всегда с красной каймой (ассоциация с огнем или красным сигналом светофора, красный - значит опасный).
Если знак имеет круглую форму с голубым фоном – это предписывающий знак, указывающий направление движения, минимальную скорость и т.д.
Прямоугольные – знаки особых предписаний и информационные знаки. Они имеют различный фон: синий, зеленый, белый и желтый.
Знаки дополнительной информации (таблички) имеют прямоугольную форму и, как правило, белый фон.
Далее проводится игра «Угадай-ка!». Учитель показывает детям слайды с изображением знаков, просит детей назвать их и сказать, для чего они предназначены:
- предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Искусственная неровность», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;
- запрещающие: «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
- предписывающие: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
- знаки особых предписаний: «Пешеходный переход», «Жилая зона», «Искусственная неровность»;
- информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»;
- знаки сервиса: «Место отдыха», «Пункт питания», «Телефон», «Мойка автомобилей», «Больница».
После этого учитель показывает слайд, на котором размещены рисунки изученных дорожных знаков и предлагает детям выбрать дорожные знаки, предназначенные для водителей или для пешеходов.
4. Творческое задание.
Рисование на тему «Дорожные знаки на улицах нашего города»
5. Вопросы для закрепления знаний
– Для чего нужны дорожные знаки?
– На какие группы делятся все дорожные знаки?
– Когда стали появляться первые дорожные знаки?
– Сколько дорожных знаков было утверждено на первой Международной конференции по автомобильному движению в Париже в 1909 году?
– Какие внешние признаки имеют предупреждающие, запрещающие, предписывающие дорожные знаки?
– Для чего нужно знать дорожные знаки?
|