Навигация
Информация
Доска объявлений
Актуальные темы
Архив новостей
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА-2009»
Проекты
Новости из регионов
Наши друзья

 

Фотогалерея
Статистика
Экспертиза
Критическим взглядом
 
                    БЕРЕГИСЬ… «УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ»!?                 
 
Учебное пособие «Берегись автомобиля» выпущено издательством «Мнемозина» в марте 2006 года для обучения детей безопасному поведению на дороге и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Издание является частью УМК по курсу «Окружающий мир» и состоит из четырех частей. Авторский подход в составлении пособия достаточно грамотен, но ошибки все-таки допущены, причем существенные: использование терминов «транспорт» вместо «транспортное средство»; «машина» вместо «автомобиль»; «личный транспорт», «специальные машины», «шоссе» и так далее недопустимо в литературе, считающейся учебным пособием.
 
Класс 1 .  «Азбука Пешехода»
Тема «Дорожные знаки» (стр. 19) – Речь идет о предупреждающем дорожном знаке «Дети» для водителей, а в стихотворении и на иллюстрации «здесь проходят малыши». Это ошибочная трактовка, которая может привести к трагедии. Детям здесь ходить нельзя – а знак предупреждает водителей, что недалеко учебное заведение или стадион, где дети могут оказаться на дороге случайно. 
Тема «Виды транспорта» - используются термины, не соответствующие ПДД – личный транспорт, специальные машины, машины-помощники, что имеет место быть в художественной литературе, но недопустимо при обучении детей безопасному поведению на дороге.
Тема «Пассажиры» - с 2005 года в общественном транспорте Москвы вход только через переднюю, а выход через среднюю и задние двери, в связи с этим иллюстрация не актуальна.
Викторина – рассчитана на закрепление материала, а автор вновь использует термины, отличающиеся от ПДД.
 
Класс 2 «Мой друг светофорик» В начале учебного пособия авторы   раскрывают новые темы для изучения, а далее опять возвращаются к изучению знаков, уже изученных в 1 классе, что не может способствовать обучению детей безопасному поведению на дороге. Для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо изучение большего количества дорожных знаков.
Тема «Движение пешеходов и их обязанности». С первой же страницы начинается дезинформация детей – по тротуару ходи только по правой стороне – такого правила в Правилах дорожного движения нет, в связи, с чем не стоит спрашивать детей какие еще правила они знают.
Тема «Дорожная разметка» - как уже говорилось выше в учебном пособии недопустимо использование терминов типа «белая линия» вместо дорожная разметка или разделительная полоса. В этой же теме присутствует грубейшая ошибка: задание 3 – «остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки…». Необходимо учит детей никогда не делать этого, и начинать переход, убедившись, что успеешь перейти дорогу полностью.
Тема «Маршрутные транспортные средства». У автора не нашлось двух различных стихотворений для описания трамвая, поэтому на стр. 19 и 22 они идентичны. Посадка и высадка, как и учебнике для 1 класса из прошлого века. Далее на вопрос «Каковы правила посадки и высадки пассажиров?» дается вариант ответа: «Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины» (а с другой можно?). Логичнее было бы описать посадку через переднюю дверь.
 
Класс 3. «Волшебник перекрестка». Опять начинаем с изучения одних и тех же дорожных знаков, не целесообразнее ли написать, что это повторение пройденного
Стр. 8. На иллюстрации дорожный знак в неположенном месте, если на перекрестке стоит знак «Одностороннее движение», то в обратном направлении на этом же перекрестке устанавливается знак «Двустороннее движение».
Стр. 17. Стихотворение о знаке «Дети» не несет смысловой нагрузки, не объясняет, что это знак для водителей.
Тема «Перекрестки». Иллюстрации не соответствуют ни одному ГОСТу, не бывает перекрестков, имеющих пешеходные переходы без обозначения их либо светофором, либо дорожными знаками «Пешеходный переход». Существует еще один вид перекрестков, не указанный в пособии – это площадь.
Тема «Нерегулируемые и регулируемые перекрестки». Та же ошибка, что и теме перекрестки: нет обозначения пешеходного перехода, а на перекрестке со светофором нет разметки пешеходного перехода, на нем нельзя переходить никак.
Стр. 30. Как правильно перейти перекресток, в данном случае никак, на таком оживленном перекрестке необходимо изобразить пешеходные светофоры.
Стр. 31. На таком перекрестке тоже нельзя переходить нет ни одного дорожного знака «Пешеходный переход».
Тема «Опасные ситуации на дорогах». Задание 3. Такая формулировка даже не должна звучать в ответах, это заведомо ложная информация.
Стр. 41. Нет знаков «Пешеходный переход».
Класс 4 «Берегись автомобиля».
Тема «Когда ты становишься водителем». Изучение этой темы в таком аспекте не целесообразно, так как правильно говориться в тексте, что выезжать со двора или спортивной площадки разрешено только лишь с 14 лет.
Стр. 21. «Расставь дорожные знаки» - было бы правильней изобразить  пустые места в форме тех знаков, которые необходимо поставить в данном месте, так детям легче будет запомнить формы дорожных знаков.
Тема «Железнодорожные переезды». Авторы с упорством рассматривают эту тему. Тема интересная, но не настолько актуальная, по крайней мере, в городских условиях, чтобы тратить на нее драгоценное время, отведенное на занятия по изучению Правил дорожного движения. Более целесообразно было бы изучить конкретнее знаки сервиса, ведь школьник может оказаться в ситуации, когда ему понадобиться помощь. И такие знаки как «Больница», «ДПС», «Милиция», «Телефон» или «Пункт питания» более актуальны, чем железнодорожный переезд.
 Отрадным является то, что в конце третьего и четвертого классов дан тематический план, включающий количество часов и содержание занятия, почему же в первом и втором классах этого нет. Целесообразно разработать такой план именно для младших школьников.
Пояснения к темам даны только в последнем учебнике для 4 класса, а в остальных учителя должны сами придумывать, что сказать детям по теме безопасного поведения на дороге.
В учебных пособиях использованы различные игровые формы, такие как кроссворды, ребусы, загадки и т.п., поэтому необходимо дать педагогу подсказки с правильными ответами. На вопросы, используемые в процессе обучения, а также на вопросы викторины также необходимы ответы-подсказки.

                     ОШИБКИ, ОШИБКИ И ЕЩЕ РАЗ – ОШИБКИ!            

«Издательство НЦ ЭНАС» выпускает комплект, состоящий из учебника-тетради и тестовых заданий «Безопасность на дорогах» для 1-4 классов авторов Маркина Н.И. и Денисова М.Н. Для начала перечислю общие ошибки, допущенные в данном издании:
- На сегодняшний момент обучение детей безопасному поведению на дороге начинается в дошкольном образовательном учреждении, а в учебнике-тетради для первого класса данного издательства присутствуют темы: быстро – медленно; далеко – близко. На мой взгляд, в первом классе рассматривать такие темы как минимум нецелесообразно. Далее одной из тем является тема светофора, что также настораживает, ведь понятие светофора не может быть неизвестно детям. Некоторым из них приходится ходить в школу самим.
- К сожалению, во всем пособии продолжается использование понятий, не предусмотренных в Правилах дорожного движения, таких как улица, транспорт, машины и т.д., что приводит в итоге к неправильному обучению детей.
- В тестах для 1 класса (раздаточный материал, прилагаемый к учебнику-тетради) на мой взгляд, рассмотрены очень узконаправленные темы, связанные в основном с пешеходным переходом. Желательно более широко рассматривать дорожные ситуации (ловушки), в которых может оказаться ребенок на дороге, тем самым обучая его безопасному поведению на дороге.
Теперь хотелось бы более конкретно остановиться на ошибках, допущенных в данном издании:
Учебник-тетрадь 1 класс часть 1
- Стр. 39 – нет знака «Пешеходный переход»;
- Стр. 41 – нет знака «Подземный пешеходный переход»
Учебник-тетрадь 1 класс часть 2
- Стр. 4 – Намотай себе на ус: На дороге осторожный кот всегда посмотрит налево, потом (это когда?) направо и снова (когда?) направо – это достаточно туманное правило.
- Стр. 5 – Объясни, какой переход можно назвать регулируемым – некорректно.
- Стр. 6 и 7 – Нет знаков «Пешеходный переход» рядом с разметкой.
- Стр. 17 – Ошибка в изображении посадки в общественный транспорт.
- Стр. 27 – Пособие называется «Безопасность на дорогах» для чего же тогда авторы рассматривают ситуацию с девочкой, высунувшейся из окна.
- Стр. 30 – Картинка сверху – достаточно двоякая ситуация, если песочница расположена в данном месте, то это, скорее всего жилая зона или двор. В данном случае наиболее внимательным должен быть все-таки водитель.
- Стр. 33 – Задание «Как поступить?» - вариант ответа: «Перейти на другую сторону дороги по пешеходному переходу» - а где он изображен. Во втором случае не ясно, а нужно ли мальчику переходить на другую сторону дороги, или ему нужно двигаться далее по этому же тротуару?
-Стр. 36, 37, 38, 43 – темы, не имеющие никакого отношения к дорожной безопасности, что у авторов закончились дорожные темы?.
Учебник-тетрадь 2 класс 1 часть:
Второй класс начинаем с изучения видов транспорта – это нецелесообразно и, по меньшей мере, глупо!
Следующая тема «Дорога» - во втором классе начинаем изучать части дороги: проезжую часть и тротуар, а как же дети до сих пор ходили по этой дороге, не зная где тротуар.
Раздел «Мы здесь живем» стр. 43 – не имеет отношения к безопасности на дороге.
Учебник-тетрадь 2 класс 2 часть:
- Стр. 10 – Нет знаков «Пешеходный переход» рядом с дорожной разметкой.
-Стр. 18 – Вопрос «Что ты будешь делать, если не успеешь перейти дорогу» сам вопрос некорректный, мы с вами должны обучать детей переходить дорогу за один раз, и никогда не останавливаться на разделительной полосе.
- Стр. 21 – Та же ситуация, что и в предыдущем случае.
- Стр. 25 – Нет знаков «Пешеходный переход».
- Стр. 26 – Нарушены правила посадки в общественный транспорт.
- Стр. 34 – Тема «Мы едем в машине» уже рассматривалась в учебнике для 1 класса часть 2 стр. 24.
Тесты 2 класс:
- Стр. 1 – Нет знаков «Пешеходный переход»
Учебник-тетрадь 3 класс 1 часть:
Видимо темы у авторов повторяются из года в год, не развиваясь, а, к сожалению, только лишь повторяясь. Тему транспорта мы уже встречали во втором классе, так хотя бы углубили ее, а то получается, что дети из года в год изучают одно и тоже. Далее тема дорога и ее части, но послушайте, нельзя же изучать тротуар еще раз в третьем классе. Все темы в 3 классе 1 части дублируют материал, пройденный ранее.
Учебник-тетрадь 3 класс 2 часть:
Стр. 5 – Хотелось бы не встречать в учебниках, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях такие термины как «водительские права», стр. 9 – шоссе и т.д – это не в коей мере не является профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, а лишь дезинформирует детей.
-Стр. 27 – «Намотай себе на ус» - информация неполная, так как разрешенная скорость дана обобщенно, не сказано кому можно ехать с такой скоростью.
- Стр. 28 – Дорожные знаки – тоже самое: Дорожные знаки различаются по форме и цвету - мы уже это проходили в 1 классе, зачем же топтаться на месте, с помощью обучения детей одним и тем же знакам мы не сможем обучить их правильному безопасному поведению на дороге.
 
Учебник-тетрадь 4 класс 1 часть:
- Стр. 12 – Кроссворд составлен для умственно отсталых детей, т.к. больше подходит не для 9-10 летнего школьника, а для старшей группы дошкольников.
- Стр. 18 – наконец-то авторы додумались в четвертом классе познакомить детей с Правилами дорожного движения.
- Стр. 23-28 – Неужели мы никак не можем понять, что нельзя четыре года подряд изучать с детьми одни и те же знаки.
- Стр. 29 – Опять элементы дороги.
Учебник-тетрадь 4 класс 2 часть:
Все перечисленные выше замечания можно применить и к этой части учебника-тетради.
 
Главный редактор "Центра Пропаганды" Т. Пухова
 

ПРОДУКЦИЯ по ПДД
Образование
Дошкольники
Начальная школа
Методическая копилка
Опыт СОШ
Родители
Наука и жизнь
Законодательство
Поиск
© 2008-2011 Центр Пропаганды безопасности дорожного движения
© 2008-2011