ШКОЛЫ, В КОТОРЫХ МОЖНО И НУЖНО УЧИТЬСЯ
Несмотря на то, что в Москве действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы ГИБДД показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах. Социальная острота проблемы диктует необходимость более активного участия органов образования в обучении основам транспортной культуры, распространения передового педагогического опыта, использование современных образовательных технологий в преподавании Правил дорожного движения. Вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма должны рассматриваться в числе наиболее актуальных, требующих постоянного внимания.
Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей. Так, основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения. В рамках такой работы дети должны выступать не просто слушателями или наблюдателями, но становиться участниками процесса, а то и его инициаторами.
Так, в Центре образования №170 ЮЗАО (директор Э.И.Гуськова) вопросы изучения учащимися Правил дорожного движения находятся под особым контролем. Начинается школьная жизнь для каждого первоклассника с посвящения в пешеходы. На этом мероприятии дети получают первые знания о безопасном поведении на улице. Затем каждый месяц в начальных классах проходят специальные уроки, на которых рассматриваются опасные моменты, которые могут возникнуть при переходе проезжей части. А раз в четверть полученная информация закрепляется на специальных тематических игровых праздниках. На уроках труда дети сами делают дорожные знаки, которые используются при проведении специальных игр, театральных постановок. Вовлекаются ребята и в исследовательскую работу. Например, десятилетний Саша Храпков осуществил проект, целью которого было обеспечение безопасного перехода через один из проездов, прилегающих к школе. В ходе исследования им было установлено, что знания Правил дорожного движения при переходе улиц, полученные на уроках по обеспечению безопасности жизнедеятельности, школьнику трудно применить в конкретных ситуациях. Перед первым уроком поток транспортных средств, двигающихся по проезду, резко возрастает – многих детей родители привозят в школу. При этом редкая машина останавливается, чтобы пропустить детей, и происходит накопление школьников, ожидающих, когда кто-то из водителей все-таки остановится и даст им возможность перейти проезжую часть. Многим детям не хватает терпения, и они пытаются перебежать дорогу между транспортными средствами. Эту часть учащихся можно смело отнести к «группе риска». И она будет увеличиваться, если не изменить существующие условия перехода улицы в этом конкретном месте. С помощью педагога Е.Б. Фроловой ученик составил рекомендации, в которых указывал на необходимость оборудования в этом месте пешеходного перехода, определяющего приоритет движения учащихся, установки соответствующих знаков и «искусственной неровности» для принудительного снижения скорости водителями автомобилей. Работа над проектом показала, что уже школьники начальных классов способны понять и оценить сложность и опасность перехода, если приучить их к анализу ситуаций, возникающих на дорогах. Не бояться говорить о том, что на дороге все равны, и прав не тот, кто взрослее, а тот, кто знает Правила дорожного движения и соблюдает их.
Вовлечение самих школьников в изучение дорожной обстановки помогает им увидеть практическую важность существующих Правил дорожного движения, а также принимать непосредственное участие в контроле за их реализацией. И часто выводы, сделанные школьниками, становятся темой для обсуждения не только в самой школе, но и органах ГИБДД. В СОШ № 199 ( директор М.С.Комлева) ученики Ада Сысоева и Анвар Халилуев под руководством педагога Н.В.Кокаревой, решили исследовать работу светофоров на прилегающих к их школе улицах. Ребята засекали время горения каждого из трех цветов светофора. Ими было установлено, что не везде люди, особенно пожилые или больные, успевают перейти на зеленый свет. Также было подмечено, что переходят улицу на красный свет чаще всего взрослые, подавая, тем самым, далеко не лучший пример для детей. По результатам работы школьники подготовили рекомендации для всех участников движения. Так, предложения для ГИБДД заключались в увеличении штрафа водителям, которые не пропускают пешеходов по нерегулируемому переходу, обозначении мест, где необходимо установить искусственные дорожные неровности, дополнительное освещение, светофоры с кнопкой. Для пешеходов – детей и взрослых - рекомендовался выпуск специальной литературы, наглядного материала. По материалам исследования ребята сами придумали и размножили книгу о Правилах дорожного движения, которую распространили среди учеников своей школы, родителей. Важно, что осознание значимости проведенной работы, подтолкнуло учеников и дальше продолжать начатое. Теперь они работают над созданием фильма, героями которого будут те, кто не заботиться о соблюдении правил поведения на дороге. Возможно, увидев себя со стороны, эти люди – большие и маленькие - задумаются о последствиях, и тогда на несколько несчастных случаев станет меньше.
Посредством подобных методик обучения не только формируется комплекс знаний, но и вырабатывается практическое умение, навыки безопасного поведения, представление о том, что дорога несет потенциальную опасность и требует, поэтому, особо строгой дисциплины и сосредоточенности от всех участников движения. Формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, позволяющей ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, позволяет по-новому взглянуть и на другие аспекты существования в социуме. Ученики СОШ№ 113 (директор Н.Л.Сухорукова) Евгения Билинкис и Анастасия Киселева под руководством педагога Д.С.Туба не просто изучили правила езды по дорогам на велосипеде, но, в процессе обучения, получили возможность исследовать экологическую обстановку своего района, влияние занятий велосипедным спортом на здоровье человека. Как выяснили ребята, большинство школьников не катаются на велосипеде в городе. А те, кто катается, делают это не в парках, а используют тротуары и проезжую часть. Но, по статистическим данным, велосипедист на дороге подвергается в пять раз большему риску попасть в дорожно-транспортное происшествие, чем водитель автомобиля. Кроме того, согласно Правилам дорожного движения ездить на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещается, так как это может представлять опасность для пешехода. Получается, что кататься на велосипеде в городе нет никакой возможности. Из такой, казалось бы, безвыходной ситуации школьники нашли выход. Изучив окрестности пруда, парка, они разработали безопасный и интересный маршрут для любителей велоспорта. Изготовили макет и предложили его на рассмотрение районным властям. Так школьники не только убедились в важности бережного отношения к экологии, влияния ее на здоровье человека, не только поняли значение для здоровья двигательной активности, но и стали инициаторами в решении конкретной проблемы - разработки условий для реализации своей потребности в здоровом образе жизни. Такое совмещение разнообразных направлений воспитательного процесса позволяет делать его более эффективным, решать широкий круг задач.
Участниками дорожного движения являются как пешеходы, так и водители транспортных средств. И для большего понимания безопасного поведения на дорогах необходимо изучать все стороны этого взаимодействия. И здесь открывается возможность профессиональной ориентации школьников, воспитания уважения к рабочим профессиям, что сегодня особенно актуально. Например, в СОШ №517 (директор А.Ю.Никтенко) ученики начальных классов под руководством педагога Л.В.Серебряковой не просто познакомились с правилами поведения на трамвайной остановке, безопасным переходом улицы, где проходит маршрут трамвая, но и провели целое исследование, в которое вошли изучение истории создания трамвая, его модификаций, схем маршрутов, особенности работы водителя. Кроме того, ребята узнавали о прошлом и настоящем родного города, встречались с ветеранами - работниками трамвайных депо. Именно с таких уроков и начинает формироваться уважение к труду, рабочему человеку, гордость за родной город. Что, безусловно, заставляет по-новому взглянуть и на свое поведение в этом городе, и на людей, которых встречаешь на его улицах.
Таким образом, работу образовательных учреждений по обучению детей Правилам дорожного движения, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразнее не ограничивать только специальными мероприятиями, а органично встраивать в общий воспитательный процесс, формируя систему непрерывного образования. При этом поощрять в детях инициативу самостоятельно исследовать весь спектр дорожно-транспортных отношений. Это станет залогом будущей высокой транспортной культуры всех участников дорожного движения, а вышеназванные учебные заведения являются в настоящее время именно теми образовательными центрами, которые в подлинном смысле слова являются инноваторами. В них разрабатываются наиболее эффективные и перспективные методы обучения детей Правилам безопасного поведения на дорогах. Эти методы уже сейчас не только можно, но и нужно использовать во всех школах столицы. Именно они помогут сохранить здоровье и жизнь наших детей.
Через сказку в жизнь.
Все без исключения малыши любят сказки. Наше детство начинается с любимых мам и со сказок, которые они нам читали каждый вечер перед сном. Трудно представить себе ребенка, детство которого лишено сказок. Так что же значит сказка в формировании и становлении маленького человечка?
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок входит в глубины своей собственной души. Ведь он растет, его переполняет множество эмоций, часто очень противоречивых. Сказка приводит в движение внутреннюю жизнь, вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути из царства внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.
Сказочный мир требует от ребенка развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам. Умение фантазировать, воображать, домысливать, представлять очень важно для любого человека. Такому умению можно и нужно учить детей как можно раньше.
Используя аудио сборник «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама», можно, двигаясь от простого к сложному, последовательно рассказать ребенку о Правилах дорожного движения, о безопасном поведении на дороге, об окружающем мире, о добре и зле. Аудио сборник может быть рекомендован родителям, воспитателям, педагогам, гувернерам, одним словом, всем, кто воспитывает детей и имеет желание научить безопасному поведению на дороге, и, конечно, самим школьникам, и дошколятам.
Аудио сказки «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» служат средством встречи слушателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. В сборнике отсутствует прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о мире и безопасном поведении происходит незаметно, исподволь. В данном произведении сказочная действительность сливается с реально существующей, и дети могут ассоциировать себя с главными героями. Предполагается выявление сложных жизненных сценариев, и авторами предлагаются стратегии правильного поведения ребенка в различных дорожных ситуациях.
Сказки обязательно необходимо обсудить. Таким образом, комбинируя различные приемы усвоения информации можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Сказки свершают чудо, но не тотчас, а с течением времени. Слушая сказки, ребенок обретает полноту знаний. Советы, данные напрямую, не имеют силы и обычно не выполняются детьми из чувства протеста или привлечения внимания. А сказка – способ передать правила жизни, социума, вселенной – через других героев, опосредованно.
По материалам Елены Воловниковой
|