ОСОБЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
В ходе финального городского этапа смотра-конкурса дошкольных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азубка-2008» жюри посетило Государственное образовательное учреждение Детский сад №277 компенсирующего вида Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы и познакомилась с работой, проводимой в нем по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах и улицах.
Этот детский садик занимает особые позиции среди других учреждений подобного рода. Дети с нарушением зрения составляют группу нешуточного риска. Они ориентируются в пространстве хуже, чем их здоровые сверстники.
Поэтому коллектив ведет большую методическую работу в этой области. Учителя дефектологи детского сада №277 наряду с решением задачи по коррекции зрительного анализатора, параллельно решают и задачу адаптации детей к внешним условиям, обеспечения безопасности на улицах, особенно в потенциально опасных дорожно-транспортных ситуациях.
В детском садике №277 есть собственная автоплощадка, которая достаточно регулярно становится основой проведения так называемых «мастер-классов» для других детских садов, находящихся в ведении окружного управления образования.
Особенностью автоплощадки является то, что она укомплектована набором специальных переносных дорожных знаков. Конечно, переноска достаточно массивных предметов ложится на хрупкие женские руки воспитательниц, зато у такого подхода, считают в коллективе детского садика, есть неоспоримые преимущества: если на стационарной автоплощадке со вкопанными в землю знаками, задана в принципе одна и та же дорожно-транспортная ситуация, которая быстро «приедается» детишкам, то посредством переустановки дорожных знаков можно моделировать гораздо большее количество ситуаций – в общем, игровая обстановка становится гораздо ближе к реальной жизни. Главное, чтобы знаки расставлялись именно там, где они находятся на дорогах и улицах большого города. Таким образом, повышается качество игровой деятельности.
Второе достаточно большое преимущество комплекта именно переносных дорожных знаков – это то, что в условиях непогоды они позволяют не откладывать запланированные занятия по правилам дорожного движения, а проводить их в музыкальном зале детского садика, где создана напольная дорожная разметка.
Комиссия обратила особое внимание на то, что в этом дошкольном учреждении лечебно- восстановительная и коррекционно- педагогическая работы тесно взаимосвязаны. В ортоптический период (лечение косоглазия) воспитатели решают задачу - развитие бинокулярного стереоскопического зрения. Нарушение бинокулярного зрения расстраивает пространственную ориентировку: оценку глубины, взаимоположение предметов и их удаленность от наблюдателя.
Для таких детей в детском саду №277 создали особую систему специальных игр и упражнений по развитию способности зрительного восприятия двумя глазами. Коррекционно-развивающие игры и упражнения по обучению детей Правилам дорожного движения используются на занятиях в разных возрастных группах, на коррекционных занятиях, в играх и на прогулке, можно использовать и дома с родителями.
Очевидно, что этот богатейший методический материал, по сути дела - Уникальный методический комплекс, разработанный с учетом достижений российской и зарубежной психологии и педагогики, а также с привлечением данных психофизиологии и других медицинских наук, вполне может быть использован и в других детских дошкольных учреждениях.
|