ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ
(Формирование системы обучения учащихся безопасному поведению на дороге в образовательном учреждении)
10 декабря 2008 года в школе № 1195 состоялся семинар для ответственных за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Основная цель семинара - показать на примере отдельно взятого образовательного учреждения включение всех педагогов в системную работу по формированию культуры безопасного поведения учащихся на дороге. Это образовательное учреждение выбрано не случайно. Под руководством директора Т.В.Субботиной педагогический коллектив очень серьезно относится к этой проблеме, ведь улица имеет свои законы, свои правила. Познакомить с ними детей, объяснить важность этих законов и правил, научить их выполнять – значит сохранить детям жизнь.
В школе № 1195 непосредственно отвечает за выстраивание системы по изучению Правил дорожного движения заместитель директора по безопасности А.К.Клубков В своём выступлении Александр Константинович отметил, что в ежемесячном планировании работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма выделяются такие направления работы как:
· Проведение классных часов по изучению ПДД;
· Использование разных форм работы с родительской общественностью: собрания, конкурсы, тренинги и т.д.
· Привлечение учащихся к проектной деятельности и использование результатов этой работы в образовательном процессе;
· Пропаганда соблюдения правил дорожного движения в рамках дополнительного образования учащихся;
· Организация деятельности детского самоуправления и привлечение учащихся к профилактической работе по дорожно-транспортному травматизму.
Воспитание культуры безопасного поведения особенно важно для пешеходов школьников, как наиболее уязвимой и наименее защищённой части общества в силу своих физиологических и психологических особенностей. Причем воспитательный процесс должен постоянно переплетаться с целенаправленной работой по изучению правил дорожного движения. На такой основополагающий принцип опирается заместитель директора по воспитательной работе А.О.Шевченко, составляя основное административное организационное звено: директор – заместитель директора по безопасности – заместитель директора по воспитательной работе. В образовательных учреждениях ответственным за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма чаще является заместитель директора по социальным вопросам. Но от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, а сумма в данном случае ровна эффективности работы по формированию культуры безопасного поведения школьников на дороге.
О работе по изучению Правил дорожного движения в начальной школе рассказала Евгения Николаевна Воронина– заместитель директора по начальной школе.
Изучение Правил дорожного движения ведётся с первых дней пребывания ребёнка в школе. Кроме классных часов, проводятся интегрированные уроки. С 2008 года все учащиеся 1-3 классов обеспечены учебными пособиями под редакцией Бабиной.
Во внеурочной работе изучение правил дорожного движения проходит с помощью Лего-конструктора. Особое внимание в воспитательном процессе уделяется моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
В школе проходит защита индивидуальных проектов, в которой участвуют ученики с первого класса. На семинаре свой проект «Светофор», выполненный вместе с папой, представил учащийся 4 класса «А» Александр Павлов.
Необходимо отметить, что благодаря представленному четвероклассником проекту, некоторые участники семинара впервые узнали такие интересные факты как то, что идея светофора принадлежит железнодорожному инженеру, а первый советский светофор замигал в Ленинграде в январе 1930 года, и, наконец, что до конца 2008 года в Москве должна завершиться замена ламповых светофоров светодиодными.
Изучив разные светофоры мира, Саша вместе с папой решил изготовить действующую модель светофора с ручным управлением, причём с использованием светодиодов, а не устаревших лампочек накаливания. За время подготовки проекта Саша узнал, как работает настоящий светофор, научился собирать простую электрическую цепь, применять теоретические знания на практике.
Главным в работе со старшеклассниками по проблемам безопасного поведения на улицах города является формирование уважительного отношения к законам дороги, осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения. С этой целю классный руководитель 10 класса «А» Л.В.Локтинова использует такие формы работы как диспуты. При этом в качестве проблемного вопроса используются небольшие театрализованные миниатюры, которые разыгрывают учащиеся, под руководством педагога.
В процессе обучения школьников безопасному поведению на улице велика роль родителей. Закрепление изученного материала и переход умения в навыки в основном происходит через регулярное выполнение правил при движении по улицам. Под руководством Н.Н.Войновой был представлен фрагмент инсценировки «Колобок в городе», в постановке которого участвовали родители учащихся 6 класса. Так же по инициативе родителей была приглашена на семинар инспектор Е.А.Макарова, которая обратилась к участникам семинара с обращением о более активной работе со всеми родителями.
Знания дорожного движения не могут быть усвоены детьми плохо или посредственно, так как расплатой будет степень тяжести травмы, полученной на дороге. Закреплению знаний способствует создание проектов по правилам дорожного движения на уроках информатики. Разработанные учащимися проекты представила С.В.Попова
На занятиях театрального кружка, который с удовольствием посещают, в том числе и «трудные» подростки, не оставляют без внимания такую важную тему как изучение ПДД. Под руководством художественного руководителя И.И.Хабаровой учащиеся показали спектакль «Азбука дорожных знаков». Можно сказать с уверенностью, что, гастролируя с этим спектаклем по другим образовательным учреждениям, учащиеся школы №1195 помогут усвоить правила дорожного движения школьникам из соседних школ.
Семинар получил высокую оценку специалистов, ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
|