В России, по данным Департамента здравоохранения, более 30% детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. У человека всего лишь пара глаз, а как много у них может быть патологий: близорукость, дальнозоркость, амблиопия (слабовидение), косоглазие и др. Эти нарушения зачастую – не "увы, наследственность", а "ничего себе, какие последствия". В век высоких технологий, или, что равнозначно, в век высоких зрительных нагрузок, приобрести зрительную патологию совсем легко.
Даже небольшое снижение остроты зрения в малышовом возрасте сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего мира: они очень плохо или не видят вообще высотные здания, птиц, деревья, насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве, не могут правильно запомнить форму, величину и цвета окружающих предметов и т.п. Взрослый человек, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого – для этого у него есть опыт и знания. Маленький человек имеет еще очень мало информации, полученной зрительным путем, и нарушение зрения мешает ему и дальше узнавать жизнь. Ребенок, получающий нечеткое зрительное представление об окружающем мире, не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений.
Как научить малыша ориентироваться в дорожной обстановке? Как научить распознавать надвигающуюся опасность? Как сохранить ему жизнь?
Система образования в специальных (коррекционных) учреждениях направлена на преодоление последствий глубоких нарушений зрения, на социальную реабилитацию и подготовку к самостоятельной жизни в среде зрячих. Однако, изолированность данных учреждений приводит к исключению ребенка с нарушениями зрения из многих социальных связей. Поэтому приоритетным направлением в работе специальных учреждений является адаптация и интеграция слабовидящих детей в социум. Именно поэтому обучение детей с ограниченными возможностями в плане зрения безопасному поведению на дороге становится наиболее важным аспектом воспитания таких детей.
Многолетний опыт исследования проблем детского дорожно-транспортного травматизма, совместная работа с детскими учреждениями коррекционного типа позволил собрать интересный материал и разработать уникальный методический проект. Наш проект призван помочь родителям и педагогам учреждений коррекционного типа правильно организовать процесс обучения безопасному поведению на дорогах, а так же разобраться в сложной структуре Правил дорожного движения, самой незащищенной группе социума – детям с нарушениями зрения.
Коррекционные задачи проекта:
- развитие зрительного восприятия и зрительного внимания;
- формирование умения ориентироваться в пространстве;
- развитие мелкой моторики;
- развитие цветоощущения и цветовосприятия;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие прослеживающей и поисковой функции глаза.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Главная цель проекта – сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Одним из направлений выполнения данной задачи является обеспечение безопасности на дороге и снижение детского травматизма.
Что главное на дороге? Видеть самому и быть видимым. В этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности движения.
По вопросам сотрудничества в проекте обращаться на сайт www.centrpro.ru/