«Если бы мне кто-либо сказал, что собирается написать сказки про «Правила дорожного движения» – я бы не поверил никогда. С огромным недоверием я взял в руки этот труд и начал сначала просто листать, а потом и читать. И я понял, что ошибся. Некоторые сказки я запомнил и когда разговариваю с детьми, иногда спрашиваю: «А хочешь, я расскажу тебе сказку?». И рассказываю. Рассказываю сказку не про Красную Шапочку или Бармалея, а про дорожное движение. И что удивительно слушают. Значит, сказочники попали в точку. Поздравляю». Леонид Михайлович Рошаль говорит об уникальном сборнике сказок «Дорожные приключения Бама, Бома и Бимы». Идея создания чего-то принципиально нового зрела давно, однако, без серьезных разработок не только со стороны педагогов и психологов, но и со стороны медиков, изучающих различные способы воздействия на восприятие и память ребенка, такой проект был не возможен. Специалисты Московского НИИ неотложной детской травматологии и хирургии, в частности детский хирург высшей категории Кешишян Размик Арамович, однозначно считают, что именно с помощью аудио сказок возможно воздействие на подсознательном уровне, более глубокое усвоение и наконец, грамотное использование информации в момент возникновения дорожной ситуации на рефлекторном уровне.
На основании анализа дорожных ситуаций, наиболее часто встречающихся в статистике ДДТТ, была разработана концепция написания аудио сказок. Авторы провели в стенах школы не один час, советуясь с педагогами, обсуждая темы сказок с учащимися, предлагая ребятам самим придумать темы, которые были бы им интересны в дальнейшем. Именно так, в тесном контакте авторов, педагогов и самих юных участников дорожного движения, под чутким руководством специалистов Московского НИИ детской травматологии и хирургии был создан уникальный сборник. Достаточно занимательно было обсуждение тематической направленности сказок, ребята предлагали как можно больше писать о всевозможных видах транспортных средств, а девчонки об элементах дороги. Однако в итоге получилось весьма и весьма содержательно и эмоционально.
Сказки знакомят детей с ПДД последовательно, начиная с первых самостоятельных шагов, т.е. вначале девочка Бима идет в первый класс, затем ситуации усложняются.
В сказке под названием «Транспортинария» герои знакомятся со всеми существующими видами транспортных средств, и не только наземными, но и подземным, водным, воздушным, и т.д. Сказка «Светофонария» приводит героев в страну, не имеющую никакой световой освещенности, если горит зеленый сигнал, магазин работает, мастерская открыта, если красный – нет. В сказке ломается трансформатор и Бом, Бам и Бима начинают регулировать движение как пешеходов, так и водителей, обучают этому жителей Светофонарии, за что в итоге будут вознаграждены. В сказке «Знаконария» - люди не разговаривают простым человеческим языком, все действия происходят с помощью знаков. Есть в сборнике сказка и о трагическом происшествии, когда один из героев попадает в ДТП, лежа в больнице он осмысливает свое поведение и решает никогда не нарушать Правил дорожного движения. Сказки и веселые и грустные одновременно, они не только обучают правильному поведению в дорожной ситуации, а что не маловажно и быть добрыми, воспитанными, помогать друг другу в беде и т.д. Сказки не только для детей. Они несут в себе такой заряд философской мысли, что заставляют по другому посмотреть на окружающий мир. И при этом, это не занудно серьёзное, а очень доброе, милое и смешное.
В наш век стремительного развития прогресса и информационных технологий, очень важно вовремя увидеть и суметь извлечь из общего потока сведений, действительно полезное и нужное. Отследить, понять и принять новое, бывает иногда и трудно, и интересно, а принять участие в разработке и воплощении новаторских проектов в жизнь – познавательно и практично.
Отзывы об аудио сборнике «Дорожные приключения Бама, Бома и Бимы».
Видимо, мы совсем забыли, что такое ребенок. Если мы отнимаем у ребенка гномов и людоедов, он создает их сам. Он выдумает для себя еще больше ужасов. Дети пугливы — и правы. Они боятся этого мира, а он и впрямь опасен. Они не любят одиночества, потому что очень плохо быть человеку одному, страшатся неведомого по той же причине. А в аудио сборнике «Дорожные приключения Бама, Бома и Бимы», все сложное невероятным образом становится простым, милым и понятным. Герои – обычные дети, с такими же играми, интересами, проблемами. Сказка показывает нам ясные, светлые картинки и приучает к тому, что бесконечным страхам есть предел, что в мире есть сильные и интересные тайны. Повествование актеров как будто окутывает, увлекает, тянет, и, хочется слушать, а потом и поговорить с малышом, о том, что ему понравилось, что он узнал, как бы он поступил в предложенных авторами ситуациях. Ведь суть и ценность сказки быть не только быть доброй и радостной, а и научить чему-либо ценному, познавательному. Мало на свете сказок, написанных так хорошо, я уверен, что эту сказку стоило написать, озвучить и послушать. Если вы её не слышали - послушайте, вместе, всей семьёй.
Б. Соколов, режиссер
Накопилось немало примеров того, как дух или здоровье детей пострадали от ужасов ДТП. Всё бывает, но, практичный человек заинтересуется не столько сказками о ПДД, сколько практическим применением знаний, полученных ребенком по ходу прослушивания. Какие знания может отсюда вынести ребенок? Что надо делать в сложных дорожных ситуациях? Скрывать от детей и подростков все истории, все последствия страшных аварий не имеет смысла, ведь беда затрагивает не только самих участников ДТП, но и его близких людей. Тогда уж лучше сделать так, чтобы ребёнок никогда не попадал в происшествия на дороге. Оказывается, ничего невозможного здесь нет. Эпоха науки, новых технологий и подходов к процессу обучения, дает такую возможность. Очень вовремя появился сборник аудио сказок «Дорожные приключения Бама, Бома и Бимы». Чем больше информации и знаний об окружающей действительности мы, взрослые, вложим в маленькую головку, тем безопаснее станет дорога в школу и детский сад, адекватнее поведение во дворе и на улице. Удобно. Облегчает труд вечно занятых родителей, предлагая и творческие задания, и контрольные вопросы. Не надо ничего придумывать, просто послушай и выполни уже предложенное в сборнике авторами.
Т. Пухова, редактор
Несомненно, ребёнок может чего-то испугаться на дороге. Несомненно, нельзя угадать, чего он испугается. Всякий, кто знает хоть что-то о детях, кто был ребёнком, кажется мир вокруг. Опасность может появиться на дороге когда и откуда угодно. Никто не может предсказать поступков подростка в той или иной ситуации. Но есть возможность обезопасить поведение заранее, если реальные герои в реальном мире расскажут о себе на примерах. Чтобы не случалось непредсказуемых ситуаций на улицах любого города, нужен не список запретов, а увлекательная сказка. Она способна укрепить у ребёнка веру в свои возможности, а для этого даёт ему необходимую информацию, юмор, разумное отношение к самой идее безопасного поведения на дороге.
Е. Швецова, благодарная мама
Охрана жизни и здоровья детей является в деятельности образовательного учреждения важным направлением, в котором организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма занимает центральное место. Как воспитать в ребенке культуру поведения на дорогах? Для каждого возраста педагоги ищут свои эффективные приемы такой работы.
Не вызывает сомнений, что в младшем звене достичь положительной динамики в развитии и воспитании ребенка позволяет сказочно-игровая деятельность. Ведь сказка является одним из древнейших способов передачи жизненного опыта, а игровая деятельность позволяет ненавязчиво формировать у детей необходимые навыки безопасного поведения. Использование аудио-сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» по обучению детей безопасному поведению на дорогах, которые предлагает А.В.Предит и т.д., позволяют учителю организовать целенаправленный процесс обучения правилам дорожного движения. Всевозможные инструктажи, беседы порой не находят должного отклика у детей. А вот остаться равнодушным к ситуациям, в которые попадают сказочные герои, ребенок не может. Его стремление помочь им, поиск и анализ правильного поведения в той или иной дорожной ситуации способствует усвоению и запоминания правил дорожного движения. Положительным моментом при работе с аудио-сказками является использование творческих заданий, что позволит ребенку средствами рисунка, стихотворными или прозаическими средствами еще раз «прожить» ситуацию, в которую попали сказочные герои.
Методические рекомендации, которые приводятся к каждому занятию, окажут помощь учителю при проведении работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Ю.А.Каверин,
заслуженный учитель РФ,
МОУ Тамбовская СОШ
Терновского района
Воронежской области
Рецензия на сборник рассказов Предит А.В., Шмундяка В.Л.
«Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама»
Наиболее востребованными и при этом самыми «дефицитными» в детской литературе ныне являются произведения, которые могли бы дать юному поколению россиян новых позитивных героев для подражания, раскрыть значимость дружбы и взаимопомощи. Наверное, нет ни одной современной, увлекательной художественной книги для 6-8-летних детей, которая могла бы в доступной форме раскрыть основные правила дорожного движения и значимость соблюдения этих правил, дать представление о таких понятиях, как «светофор», «тротуар», «регулировщик» и т.д. Помимо основных правил дорожного движения в этом сборнике большое внимание уделяется рассмотрению значимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня, важности и необходимости дружбы, взаимопомощи.
Такую попытку предприняли Предит А.В., Шмундяк В.Л. Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, авторы выбрали наиболее адекватный жанр – рассказ-сказка. Повествование ведется в легкой, игровой доступной детям форме.
Главными героями являются первоклассники Бом, Бам и Бима. В ходе повествования помимо знакомства с Правилами дорожного движения, главные герои сталкиваются со многими проблемными дорожными ситуациями, с социальными, жизненными проблемами и под руководством взрослых или самостоятельно находят решения данных проблем. С положительной стороны показывается служба Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. В сборник включены три рассказа с фантастической составляющей о трех сказочных государствах Транспортинарии, Светофонарии и Знаконарии. Вместе с главными героями дети узнают о мире вокруг себя с точки зрения истории развития транспорта и навигации.
Авторы мастерски выстраивают сюжет, и потому сборник рассказов читается на одном дыхании. Авторам удалось методически грамотно донести до маленьких читателей смысл и значение здорового образа жизни, позитивных человеческих взаимоотношений.
Как учителю начальных классов мне очень понравился сборник аудиосказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама». Данный сборник позволяет в комплексе решать задачи обучения, развития и воспитания. Формат рассказов подходит для коллективного и индивидуального прослушивания на уроках по правилам дорожного движения. Рассказы не имеют единой последовательной сюжетной линии. Отсутствие единой сюжетной линии делает каждый рассказ логически законченным и удобным для прослушивания и обсуждения в рамках одного учебного занятия. Рассказы могут меняться местами в зависимости от региональных особенностей учебного плана и особенностей детей класса (группы). К каждому рассказу авторы предлагают творческое задание для закрепления полученных представлений и умений.
Сборник аудиосказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» можно использовать не только в работе с детьми 6-8-летного возраста, но и во 2-4 классах, поскольку выбранный стиль изложения повествования позволяет в занимательной форме донести до слушателя конкретную поучительную информацию. Ведь не случайно А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
Жакулина И.В., учитель начальных классов МОУ-СОШ № 23 г. Чапаевска Самарской области.
Рецензия
на сказку «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» авторов
Предит А.В., Шмундяк В.Л.
На рецензию представлено учебное пособие для младших школьников «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама». Представленный в пособии материал является результатом самостоятельно разработанного и апробированного аудиоматериала в системе работы с младшими школьниками.
Методические рекомендации к пособию содержат обоснование необходимости использования данного материала в планировании занятий по ПДД с младшими школьниками.
Как известно, ведущей деятельностью школьников младшего и среднего звена является игра, поэтому построение занятий в форме игры – путешествия оправдано и закономерно.
Важной особенностью пособия является то, что герои историй - ровесники учащихся - первоклассники Бом, Бам и Бима, они делают, мыслят, рассуждают, живут, общаются, играют, учатся, познают мир ПДД вместе маленькими учениками.
Очень важна в наше время успешная социализация юных пешеходов, а в рассматриваемом пособии приоритеты отдаются дружбе, умению ориентироваться в разных ситуациях, умению строить отношениям с родителями; ребята учатся как на положительных примерах, так и на отрицательных.
Авторы пособия удачно продумали композицию аудиоматериала. Занятия не зависят друг от друга сюжетно; каждое занятие представляет собой законченное по теме и цели композиционное единство. Это очень удобно пользователям – можно начинать работу с любого занятия.
Аудиопособие представляет собой законченный продукт и может использоваться как программное пособие по ПДД учителями как младших, так и средних классов.
Кирилина Н. И., учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ № 59»
г. Барнаула
Опыт работы
Жакулиной Ирины Валентиновны,
учителя начальных классов МОУ-СОШ № 23
Г. Чапаевска Самарской области
27 апреля 2009 г., было проведено первое занятие по первому рассказу из сборника в 4 классе.
Вначале занятия кратко был охарактеризован сборник сказок «Дорожные приключения Бама, Бома и Бимы (включающий в себя 15 рассказов-сказок, для чего и кого предназначен), и поставлен перед детьми проблемный вопрос перед чтением. После этого прочитан рассказ «Бима идет в первый класс». В классе стояла полнейшая тишина. Дети очень внимательно слушали, радовались вместе с главными героями, переживали за Биму вначале.
Когда чтение закончилось, дети тут же в один голос спросили: «А вторую сказку?». И слегка огорчились, что второй рассказ педагог прочитает им завтра.
После фронтальной беседы по сюжету рассказа, выяснения понимания понятий, детям было предложено составить словарик и выполнить задание в виде раскраски: серым цветом разукрасить проезжую часть, коричневым – пешеходную часть; определить, какие сигналы светофоров горят, и закрасить их соответствующими цветами.
В конце занятия дети писали эссе «Как я первый раз шел (шла) в школу».
Дети прекрасно справились с ответами на вопросы и предложенными заданиями.
Лисицына Татьяна (отвечает на вопрос), Изотова Юлия, Артеменко Артем, Дронова Юлия,
Алиев Константин (второй ряд на последней парте), Коллер Виктория, Салмина Дарья