К ПРОБЛЕМЕ СНИЖЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ
В настоящее время в стране ведется большая работа по обучению детей в системе образовательных учреждений (ОУ) Правилам дорожного движения (ПДД). Проводятся спецпрактикумы, конкурсы, соревнования типа «Колесо безопасности», внедряются имитационные компьютерные программы-тренажеры. Практические рекомендации по обеспечению детской безопасности на улицах и дорогах приведены в работах [1, 3]. Большая работа в этой области проводится в Магнитогорске [4] и в ряде других городов Российской Федерации.
Тем не менее, детский травматизм на улицах и дорогах мегаполисов заметно не снижается [2]. Среди других аспектов этой проблемы есть и зависящие от нас: родителей и педагогов, работников служб спасения и ученых.
Так, несмотря на то, что ПДД постоянно совершенствуются, в учебные программы ОУ своевременно не вносятся коррективы профессионально содержательного и дидактического характера. Статистика и анализ по этой проблеме с дифференциацией по мегаполисам и остальным поселениям, с особенностями спасения детей в ДТП кроме структур ГИБДД отсутствуют или не выделены в соответствующие разделы в Государственных докладах о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС, в официальных отчетных документах ОУ и органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований. То же самое можно сказать и по поводу СМИ, новых разворачивающихся систем информационного характера типа ОКСИОН или ЕДДС, не загораются мигающим зловещим красным цветом на оперативных картах ГИС структур МЧС России точки и случаи, в которых в число пострадавших в ДТП попали дети.
Учебное пособие для населения по оказанию помощи пострадавшим в ДТП должно содержать информацию: классификация ДТП; характеристика повреждений автомобилей, травм пострадавших при различных видах ДТП; методы и средства смягчения медико-санитарных последствий ДТП; принципы и правила действий очевидцев и участников ДТП, связанных с травмированием и гибелью людей; приемы и способы выполнения первой медицинской (доврачебной) и другой необходимой помощи, оказываемой очевидцами и участниками ДТП в порядке само- и взаимопомощи, а также особенности детского травматизма и их безопасности на улицах и дорогах.
Из табл. 1 видно, что на территории г. Москвы за 2007 год произошло снижение числа пострадавших в ДТП детей (на 133) по сравнению с 2006 годом.
Таблица 1. Изменения основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма по месяцам
Месяц
кол-во ДТП
Погибло
Ранено
2007
2006
2007
2006
2007
2006
Январь
80
67
5
1
82
74
Февраль
66
63
0
0
68
71
Март
110
87
5
1
114
101
Апрель
99
138
1
2
99
140
Май
138
175
1
3
150
168
Июнь
109
107
0
0
115
109
Июль
87
87
2
2
92
107
Август
92
100
3
1
100
111
Сентябрь
117
148
4
2
129
141
Октябрь
121
147
2
1
125
136
Ноябрь
83
121
0
3
83
108
Декабрь
79
108
2
1
79
111
Всего
1181
1348
25
17
1236
1377
+/-
-167
+8
-141
Из табл. 1 видно также, что ежегодный максимум числа пострадавших детей приходится на май, а сравнительный рост наблюдается в январе и марте. В апреле, мае, сентябре, октябре, ноябре и декабре наблюдалось снижение числа пострадавших в ДТП детей.
Чаще всего дети оказывались под колесами автомашин по собственной неосторожности, неожиданно выходя из-за стоящего транспорта (>18%) или переходя проезжую часть в неположенном для перехода месте (>70%). Достаточно много детей как «пешеходов-водителей» травмируется и гибнет, катаясь на мопедах, велосипедах, роликах, скутерах и т.п.
В табл. 2 показано, что наибольшее количество пострадавших детей приходится на субботу – выходной день, когда родители проводят (или должны проводить) наибольшее количество времени с детьми.
Таблица 2. Распределение пострадавших в ДТП детей в возрасте до 7 лет (дошкольники) по дням недели и времени суток
Время суток (час)
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
?того:
До 07.00
3
0
1
0
0
2
5
11
07.00-09.00
2
3
4
5
6
1
1
22
09.00-12.00
3
5
7
4
5
10
6
40
12.00-15.00
5
4
5
0
7
10
10
41
15.00-17.00
5
6
6
5
7
6
8
43
17.00-19.00
12
8
11
10
7
11
5
64
19.00-21.00
13
6
6
6
8
8
6
53
После 21.00
1
3
4
7
5
7
4
31
ИТОГО
44
35
44
37
45
55
45
305
В связи с резким и значительным «омоложением» водительского контингента в стране необходимо рекомендовать разработку мер по учету и воспитанию психологической устойчивости, качественному улуч?ению выработки практических навыков вождения в нормальных и нарушенных условиях на улицах и дорогах.
По нашему мнению, разрабатывающийся в недрах МЧС России оригинал–макет памятки для спасателей по технологии спасения пострадавших в ДТП в таких темах, как: способы стабилизации поврежденного ТС; меры обеспечения защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластика и т.п.), обломков поврежденного корпуса ТС, инструментов; технологические операции удаления стекол, вскрытия дверей, выталкивание передней части ТС, вскрытие боковой части кузова ТС, вскрытие крыши, удаление спинки переднего сидения и другие должен содержать какие-то особые рекомендации, касающиеся детей.
Основные рекомендации в воспитании культуры дорожно-транспортной безопасности с детского возраста можно сформулировать следующим образом:
1.Повысить роль семьи и системы образования.
2.С дошкольного возраста научить детей восприятию безусловных запретов (строгого «нет», табу), касающихся взаимодействия с транспортом и дорогой.
3.В старшем детском возрасте воспитывать толерантность ко всем участникам дорожного движения, внушая им, что из не уважающих других людей любого возраста, из амбициозных, грубых подростков вырастают водители – потенциальные источники опасности на дорогах.
А для педагогов хочется дать тест-рекомендацию: равен ли нулю риск пострадать в ДТП ребенку, не участнику дорожного движения или при полном соблюдении им ПДД? Этой проблеме не уделено в нашем образовательном процессе никакого внимания.
Литература
1.Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ва? ребенок и дорога / Методическое пособие для родителей. М.: «Центр пропаганды», 2006. – 32 с.
3.Шмундяк В.Л. Оривенко Л.П. Тесты по Правилам дорожного движения / Практическое пособие (для учащихся стар?их классов). М.:«Центр пропаганды». 2007.–51 с.
4.Якупов А.М. Формирование у ?кольников специальных знаний, умений и навыков залог безопасного участия в дорожном движении // Жизнь и безопасность. СПб.: №1. 1999.– С.182-187.
Мирмович Э.Г.,
к.ф.-м.н., доцент, в.н.с. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Шмундяк В.Л.,
главный специалист, Департамент образования города Москвы