Занятие четвертое по ПДД для начальной школы
Тема. Виды дорог в населенных пунктах. Перекресток.
Цель. Создать условия для развития у обучающихся умения различать виды дорог в населенных пунктах и перекрестков.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с видами автомобильных дорог в населенных пунктах и перекрестков; закрепить умения различать части дороги.
2. Создать условия для развития монологической и диалогической речи учащихся; умений анализировать, сравнивать и обобщать; творческого воображения; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
3. Создать условия для воспитания культуры пешехода.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишан Р.А. П Марченко. М.Предит А.В., Шмундяка В.Л.; распечатка сказки; мультимедийный электронный справочник «Виды городских дорог и перекрестков» (авторская разработка); таблицы с изображениями различных видов светофоров; детские словарики; листочки с таблицей для игры «Верите ли Вы, что ...».
Ход проведения
1. Сообщение темы и цели занятия.
– Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением из сборника сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем о видах автомобильных дорог в населенных пунктах и перекрестков.
2. Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
Вопросы:
1) … есть автомобили, которым разрешается нарушать Правила дорожного движения?
2) … для того чтобы не было аварий, автомобили скорой помощи, пожарной и милицейской службы предупреждают о своем приближении громким звуком и мигающими синими и красными маячками?
3) … водители, и пешеходы, услышав сирену скорой помощи или другого специального автомобиля, прекращают свое движение и уступают дорогу для проезда?
4) … перекрестком называется место, на котором пересекаются две или более улиц и дорог?
5) … шоссе – это самая широкая улица, по которой движутся автомобили, грузовики, автобусы и троллейбусы в четыре, шесть и даже восемь рядов.
6) … проспект больше чем улица, но меньше чем шоссе. Проспекты в основном располагаются в центре города и предназначены для каждодневного движения легковых автомобилей.
7) … бульвар – это пешеходная парковая полоса в центре обычной дороги, на которой растут деревья и прогуливаются пешеходы.
8) … переулки, и проезды меньше улиц и, как правило, называются названиями улиц, к которым примыкают.
9) … главная дорога главнее той дороги, которую пересекает.
10) … заторы на дорогах называют «пробками».
3. Стадия осмысления. Прослушивание сказки «Первое настоящее задание» с последующим обсуждением.
I часть.
Проверка утверждений:
- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом:
V - уже знал, + - новое, ? - не понял.
Учащиеся читают текст сказки «Первое настоящее задание».
Беседа по содержанию произведения.
- В какие игры любили играть Бима, Бом и Бам?
- В какую игру они решили поиграть?
- Почему папа Бома решил взять детей с собой на наблюдательный пост ГИБДД?
- Как вы думаете, для чего на дороге устанавливают такой пост?
- Что нового узнали Бима, Бом и Бам на экскурсии по городу?
- Чему они научились?
Возврат к вопросам.
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Вы проверяете ответы в группах и в 3-ей строке ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отмечают в 3-ей строке.
- По каким вопросам наше мнение совпало? Объясните, почему вы так решили.
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
- О каком виде автомобильных дорог я вам не задавала вопроса? (О магистрали).
- Что такое магистраль?
Физкультминутка.
II часть.
Демонстрация мультимедийного электронного справочника «Виды городских дорог и перекрестков» (знакомство с понятиями и ответы на вопросы).
- Приведите примеры магистралей, шоссе, улиц, переездов, проспектов, бульваров, переулков.
Работа со словариками: запись новых понятий.
4. Стадия рефлексии.
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Для чего важно знать виды перекрестков и дорог в населенных пунктах?
5. Домашнее задание: составление транспортный маршрут от дома к школе и перечислить, какие дороги встречаются на пути. Например: «Я иду по Киселевской улице, сворачиваю на Никитский переулок и подхожу к школе со стороны Смоленского бульвара».
|